Государственная власть — это… Что такое Государственная власть?
Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Концепции и трактовки
- институциональная: власть рассматривается как способность социальных институтов выполнять свои функции.
- бихевиористская: власть контролирует поведение граждан.
- дуалистическая
- способность правительства управлять
- согласие граждан подчиниться
- социологическая: власть как общественные отношения между крупными социальными структурами.
Основные черты политической власти
- Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:
- первичные — крупные социальные группы со своими интересами
- вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита
- закрепление в законах полномочий субъекта правления
- чёткий механизм реализации решений политической власти на практике
- принцип (функционального) разделения власти
- легитимность власти
- легальность (законное основание для власти)
- лояльность (поддержка власти обществом)
Функции
- интегрирующая
- мотивационная
- политико-правовая
- социальный контроль
- репрессивно-карательная
- стабилизирующая
Ресурсы
- материальные
- духовно-культурные
Методы
- принуждение, власть заставляет.
- убеждение, пропаганда.
- манипулирование информацией, фальсификации.
Рациональность власти
Рациональная власть
Рациональная власть (или авторитет) — власть, основанная на компетентности. Она помогает человеку, который на неё опирается, расти.
Рационально-правовой или легальный тип власти наиболее распространён в современном обществе. Этот тип власти начал складываться в Западной Европе, когда в XIII веке стали появляться первые общеобязательные нормы управления (Великая Хартия Вольностей, 1215) и правила самоуправления (Магдебургское право). Окончательно легальный тип власти укрепился в эпоху Великой французской революции (конец 18 — начало 19 вв.). Чисто теоретически легальный тип власти является идеальной моделью реализации концепции «правового государства». Он основывается на признании населением справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.
Основные элементы легальной власти:
1. Право как совокупность принципов, регламентирующих все сферы общественной жизни, в том числе сферу политики.
2. Социальное управление представляет собой процесс применения права.
3. Элита — субъект власти, деятельность которого строго ограничена правовыми нормами.
4. Государственная бюрократия — субъект управления, деятельность которого регламентируется нормами права и должностными инструкциями, носящими характер предписания.
5. Население как объект управления, подчиняется не чиновникам, а используемым ими нормам права.
Иррациональная власть
Иррациональная власть — власть, достигнутая только силой. Она служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых себе.
Разновидности власти
Традиционная власть
Для поддержания традиционной власти служат привычные и давно существующие формы общественной жизни.
+:
- затраты на управление меньше
- чувство общности среди людей
-:
- слабая восприимчивость к новому
Экономическая власть
Для того, чтобы состоялась экономическая власть, необходимо какое-либо богатство, которое есть у объекта, но нет у субъекта, при этом субъект нуждается в этом богатстве.
Харизматическая власть
Харизматическая власть, основанная на исключительных свойствах, которыми обладает субъект
Харизматический тип власти можно считать наиболее своеобразным. Во-первых, основывается на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство вождя. Более того, авторитет его личности распространяется на институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Безоговорочная поддержка лидера населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности. Во-вторых, зачастую строится на отрицании всего того, что было раньше, то есть подразумевает, что предложенный вариант господства является наилучшим. Харизматичный лидер приходит к власти зачастую в «смутное время», когда нет необходимости опираться на авторитет традиций или законы, а население готово поддержать того, кто пообещает лучшее будущее.
Именно из-за самой специфики харазматической власти возникает ряд проблем с передачей властных полномочий.
Механизмы передачи харизматической власти:
- Лидер сам назначает себе преемника. В этом случае народная любовь и доверие переносятся на «продолжателя дела».
- Харизма института («не человек красит место, а место человека»), позволяет лидеру стать таковым, заняв должность главы государства (президент США). Также распространена харизма организации, которая подразумевает безоговорочную поддержку населением всех членов той или иной организации (КПСС, КПК и т. п.).
- Харизма семейства представляет собой очень редкий вариант передачи властных полномочий. В этом случае государством управляют члены одного рода или династии. В современном мире эта практика существует, в основном, в восточных странах. Самый яркий пример — правление семьи Ганди в Индии.
Если же ни один из перечисленных механизмов передачи властных полномочий не срабатывает, внутри элиты начинается борьба за власть.
- преимущество: эффективность управления (особенно во время кризиса)
- недостаток: практическая безотчётность и бесконтрольность
Фобократия
Фобократия (от др.-греч. φόβος и др.-греч. κράτος — «Власть страха») — это крайний вариант военной власти, основанной на беспрекословной дисциплине и единстве действий.
Власть и компетенция
Имеется огромная разница между тем, чтобы иметь власть и быть авторитетом. Быть авторитетом означает всего лишь, что данный человек обладает общепризнанной компетенцией в данной задаче, и эта компетенция основывается на её или его личных навыках и знаниях. Иначе говоря, такой человек — общественно признанный эксперт. «Иметь власть» означает, напротив, общественное отношение, основанное на статусе и силе, производных от иерархической позиции, а не на индивидуальной способности. Очевидно, это не означает, что компетенция не может быть элементом достижения иерархической позиции; это значит всего лишь, что реальная или приписываемая первоначальная компетенция переносится на ярлык или должность авторитета и таким образом становится независимой от индивидов, то есть институционализированной.
Эта разница важна, потому что человеческое поведение — это скорее продукт институтов, в которых мы растём и воспитываемся, чем какой-то внутренней природы. Другими словами, общественные отношения
Авторитарная власть
Авторитарные общественные взаимоотношения означают разделение общества на (немногих) отдающих приказы и (многих) эти приказы принимающих, обделяя вовлечённых в этот процесс индивидов (интеллектуально, эмоционально и физически) и общество в целом. Человеческие отношения во всех сферах жизни отмечены властью, а не свободой. И так как свобода может быть создана только свободой, авторитарные общественные отношения (и повиновение, которого они требуют) не воспитывают (и не могут воспитать) личность в свободе — только участие (самоуправление) во всех областях жизни может сделать это.
Литература
См. также
Интернет-ресурсы по власти
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
ВЛАСТЬ это что такое ВЛАСТЬ: определение — Философия.НЭС
Власть
в широком смысле – способность и возможность определять действия и поведение людей, отношение господствующей и подчиненной воли; особый вид влияния через угрозу или применение санкций за неподчинение ее требованиям. В социуме В. – объективное волевое общественное отношение, состоящее в возможности и праве одного социального субъекта принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого (других) социальных субъектов, даже вопреки их непосредственным интересам.
Наиболее важный вид В. – политическая В. – реальная способность того или иного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах.
К основным формам проявления В. относятся: государство, руководство, управление, организация, контроль; к средствам принуждения: авторитет, традиция, законы, сила, идеология и т.п.
Оцените определение:
Источник: Философия права, словарь-минимум
Власть
/D/ Macht; /E/ Power; /F/ Pouvoir; /Esp./ Poder.
Способность и реальная возможность отдельных людей, социальных групп, организаций или общественных институтов оказывать влияние на других, управлять их поведением или подчинять своей воле с целью принуждения к исполнению целей, планов, удовлетворения угодных для себя интересов и потребностей.
Власть классифицируется по различным основаниям: сфере распространения, виду деятельности, механизмам и способам принуждения, средствам достижения.
Оцените определение:
Источник: Философия, практическое руководство
ВЛАСТЬ
специфическое общественное отношение, предполагающее возможность и способность одного социального субъекта (индивида, группы, партии, государства) реализовать свою волю в деятельности других субъектов. Будучи необходимым признаком общественной организации, функционирования политической системы, власть проявляется через деятельность многообразных социальных структур и может осуществляться с использованием различных средств – принуждения или убеждения; силы нравственного авторитета и опоры на традицию или оружия; инициирования положительных, добрых чувств и настроений людей или их низменных инстинктов.
Оцените определение:
Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь
Власть
способность оказывать воздействие на кого-либо, используя авторитет, силу, права. Власть политическая или государственная — это способность подчинить действия людей воле всего общества или его части при помощи государственного принуждения. Власть- это способность известных классов, социальных групп либо индивидов проводить свою волю через некую социальную среду, используя при необходимости принуждение. Власть, в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью к.-л. средств – воли, авторитета, права, насилия; политическое господство, система государственных органов.
Оцените определение:
terme.ru
Власть (государство) — это… Что такое Власть (государство)?
Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Концепции и трактовки
- институциональная: власть рассматривается как способность социальных институтов выполнять свои функции.
- бихевиористская: власть контролирует поведение граждан.
- дуалистическая
- способность правительства управлять
- согласие граждан подчиниться
- социологическая: власть как общественные отношения между крупными социальными структурами.
Основные черты политической власти
- Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:
- первичные — крупные социальные группы со своими интересами
- вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита
- закрепление в законах полномочий субъекта правления
- чёткий механизм реализации решений политической власти на практике
- принцип (функционального) разделения власти
- легитимность власти
- легальность (законное основание для власти)
- лояльность (поддержка власти обществом)
Функции
- интегрирующая
- мотивационная
- политико-правовая
- социальный контроль
- репрессивно-карательная
- стабилизирующая
Ресурсы
- материальные
- духовно-культурные
Методы
- принуждение, власть заставляет.
- убеждение, пропаганда.
- манипулирование информацией, фальсификации.
Рациональность власти
Рациональная власть
Рациональная власть (или авторитет) — власть, основанная на компетентности. Она помогает человеку, который на неё опирается, расти.
Рационально-правовой или легальный тип власти наиболее распространён в современном обществе. Этот тип власти начал складываться в Западной Европе, когда в XIII веке стали появляться первые общеобязательные нормы управления (Великая Хартия Вольностей, 1215) и правила самоуправления (Магдебургское право). Окончательно легальный тип власти укрепился в эпоху Великой французской революции (конец 18 — начало 19 вв.). Чисто теоретически легальный тип власти является идеальной моделью реализации концепции «правового государства». Он основывается на признании населением справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.
Основные элементы легальной власти:
1. Право как совокупность принципов, регламентирующих все сферы общественной жизни, в том числе сферу политики.
2. Социальное управление представляет собой процесс применения права.
3. Элита — субъект власти, деятельность которого строго ограничена правовыми нормами.
4. Государственная бюрократия — субъект управления, деятельность которого регламентируется нормами права и должностными инструкциями, носящими характер предписания.
5. Население как объект управления, подчиняется не чиновникам, а используемым ими нормам права.
Иррациональная власть
Иррациональная власть — власть, достигнутая только силой. Она служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых себе.
Разновидности власти
Традиционная власть
Для поддержания традиционной власти служат привычные и давно существующие формы общественной жизни.
+:
- затраты на управление меньше
- чувство общности среди людей
-:
- слабая восприимчивость к новому
Экономическая власть
Для того, чтобы состоялась экономическая власть, необходимо какое-либо богатство, которое есть у объекта, но нет у субъекта, при этом субъект нуждается в этом богатстве.
Харизматическая власть
Харизматическая власть, основанная на исключительных свойствах, которыми обладает субъект
Харизматический тип власти можно считать наиболее своеобразным. Во-первых, основывается на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство вождя. Более того, авторитет его личности распространяется на институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Безоговорочная поддержка лидера населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности. Во-вторых, зачастую строится на отрицании всего того, что было раньше, то есть подразумевает, что предложенный вариант господства является наилучшим. Харизматичный лидер приходит к власти зачастую в «смутное время», когда нет необходимости опираться на авторитет традиций или законы, а население готово поддержать того, кто пообещает лучшее будущее.
Именно из-за самой специфики харазматической власти возникает ряд проблем с передачей властных полномочий.
Механизмы передачи харизматической власти:
- Лидер сам назначает себе преемника. В этом случае народная любовь и доверие переносятся на «продолжателя дела».
- Харизма института («не человек красит место, а место человека»), позволяет лидеру стать таковым, заняв должность главы государства (президент США). Также распространена харизма организации, которая подразумевает безоговорочную поддержку населением всех членов той или иной организации (КПСС, КПК и т. п.).
- Харизма семейства представляет собой очень редкий вариант передачи властных полномочий. В этом случае государством управляют члены одного рода или династии. В современном мире эта практика существует, в основном, в восточных странах. Самый яркий пример — правление семьи Ганди в Индии.
Если же ни один из перечисленных механизмов передачи властных полномочий не срабатывает, внутри элиты начинается борьба за власть.
- преимущество: эффективность управления (особенно во время кризиса)
- недостаток: практическая безотчётность и бесконтрольность
Фобократия
Фобократия (от др.-греч. φόβος и др.-греч. κράτος — «Власть страха») — это крайний вариант военной власти, основанной на беспрекословной дисциплине и единстве действий.
Власть и компетенция
Имеется огромная разница между тем, чтобы иметь власть и быть авторитетом. Быть авторитетом означает всего лишь, что данный человек обладает общепризнанной компетенцией в данной задаче, и эта компетенция основывается на её или его личных навыках и знаниях. Иначе говоря, такой человек — общественно признанный эксперт. «Иметь власть» означает, напротив, общественное отношение, основанное на статусе и силе, производных от иерархической позиции, а не на индивидуальной способности. Очевидно, это не означает, что компетенция не может быть элементом достижения иерархической позиции; это значит всего лишь, что реальная или приписываемая первоначальная компетенция переносится на ярлык или должность авторитета и таким образом становится независимой от индивидов, то есть институционализированной.
Эта разница важна, потому что человеческое поведение — это скорее продукт институтов, в которых мы растём и воспитываемся, чем какой-то внутренней природы. Другими словами, общественные отношения формируют вовлечённых в них людей. Это означает, что различные группы, которые создают индивиды, имеют черты, поведение и результаты, которые не могут быть поняты путём сведения их к индивидам внутри них. То есть, группы состоят не только из индивидов, но также из отношений между индивидами, и эти отношения будут влиять на тех, кто в них участвует. Например, очевидно «использование власти некоторыми ослабляет прочих», так что посредством «комбинации физического запугивания, экономического доминирования и зависимости, а также психологических ограничений общественные институты и практики влияют на то, как каждый человек видит мир и своё место в нём.» [Martha A. Ackelsberg, Free Women of Spain, p. 20].
Авторитарная власть
Авторитарные общественные взаимоотношения означают разделение общества на (немногих) отдающих приказы и (многих) эти приказы принимающих, обделяя вовлечённых в этот процесс индивидов (интеллектуально, эмоционально и физически) и общество в целом. Человеческие отношения во всех сферах жизни отмечены властью, а не свободой. И так как свобода может быть создана только свободой, авторитарные общественные отношения (и повиновение, которого они требуют) не воспитывают (и не могут воспитать) личность в свободе — только участие (самоуправление) во всех областях жизни может сделать это.
Литература
См. также
Интернет-ресурсы по власти
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
ВЛАСТЬ — это… Что такое ВЛАСТЬ?
в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью к.-л. средства — авторитета, права, насилия (эконо-иическая, политическая, государственная, семейная и др.).Науч. подход к определению В. требует учета множественности её проявлений в обществе, а следовательно, выяснения специфич. особенностей отд. её видов — экономической, политической (в том числе государственной, общественной), семейной; разграничения классовой, групповой, личной В., крые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу; разграничения особенностей, форм и методов проявления В. в различных социальных, экономич. и политич. системах. Если в антагонистич. обществе гл. характеристикой В. являются отношения господства и подчинения, то в социалистич. обществе на смену им всё более приходят отношения, основанные на убеждении, руководстве, влиянии, контроле.
Наиболее важным видом В. является политич. В., реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах; она характеризуется социальным господством и руководством тех или иных классов. Хотя ныне политич. деятельность осуществляется в рамках различных составных частей политич. систем: партий, профсоюзов, междунар. организаций (ООН, НАТО и др.), центр. институтом политич. В. является госво. Гос. В. имеет классовый характер, опирается на спец. аппарат принуждения и распространяется на всё население той или иной страны; она означает определ. организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации. В.— одно из осн. понятий политич. науки и практики. В. И. Ленин писал, что «переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и практически-политическом значении этого понятия» (ПСС, т. 31, с. 133), что «коренной вопрос всякой революции, вопрос о власти в государстве…» (там же, т. 32, с. 127, см. также, т. 34, с. 200). Обществ. В. существовала до появления государства, она сохранится в той или иной форме и после его исчезновения. Критикуя позицию П. Б. Струве, который доказывал, что государство сохранится и после уничтожения классов, Ленин писал: «Прежде всего, он совершенно неправильно видит отличительный признак государства в принудительной власти: принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было… Признак государства — наличность особого класса лиц, в руках которого сосредоточивается власть» (там же, т. 1, с. 439).Гос. В. может добиваться своих целей различными средствами — идеологич. воздействием, экономич. стимулированием и иными косвенными способами, но только она обладает монополией на принуждение с помощью спец. аппарата в отношении всех членов общества.
Господство предполагает абс. или относит. подчинение одних людей (социальных групп) другим. Руководство обозначает способность осуществлять свою волю путём воздействия в различных прямых и косвенных формах на руководимые объекты. Оно может быть основано исключительно на авторитете, на признании руководимыми соответств. полномочий у руководителей при миним. осуществлении властно-принудит. функций. Так, руководство со стороны коммунистич. или рабочей партии опирается в основном на идейное воздействие на массы, на силу авторитета. Эффективность руководства зависит от правильности политики партии, от того, до какой степени её идеи и конкретные решения отвечают интересам масс, объективным потребностям обществ. развития.
Важно также разграничить понятия политич. руководства и управления. Так, в совр. империалистич. государствах группы монополий осуществляют руководящую роль в обществе и государстве. Однако они не берут на себя функции непосредств. управления, которые выполняются проф. политич. деятелями, аппаратом управления. Монополии оказывают своё решающее влияние на политику капиталистич. государств различными средствами: самим фактом концентрации в своих руках ключевых рычагов экономики, направлением деятельности, финансированием определ. партий и политич. кампаний, влиянием на характер конституционных режимов, на формирование обществ. мнения, на деятельность различных групп давления в парламентах, в гос. учреждениях и т. д. Ленин подчёркивал, что в условиях парламентских режимов буржуазия руководит обществом косвенно, но тем вернее. «Тот особый слой, в руках которого находится власть в современном обществе,—писал Ленин,— это бюрократия. Непосредственная и теснейшая связь этого органа с …классом буржуазии явствует и из истории… из самих условий образования и комплектования этого класса, в который доступ открыт только буржуазным „выходцам из народа» и который связан с этой буржуазией тысячью крепчайших нитей» (там же, с. 439—40). Руководящей силой в социалистич. странах выступает рабочий класс, который осуществляет своё руководство прежде всего через коммунистич. или рабочую партию, а непосредственно управлением заняты специалисты, работающие в сфере хозяйства, культуры, просвещения и др. Коммунистич. и рабочие партии, осуществляя руководство обществом, находятся в центре всей политич. системы. Они воздействуют на общество, во-первых, вырабатывая идеологию и политику, программы деятельности общества; во-вторых, формируя и организуя проведение в жизнь этих программ внутр. и внеш. политики; в-третьих, выдвигая на ключевые посты в сферах управления своих представителей, обучая их управлению; в-четвёртых, контролируя выполнение намеченной линии. Вместе с ними непосредств. управлением хозяйственными и др. процессами занимаются хозяйств., гос., обществ. и иные организации. Разграничение понятия руководства и управления в условиях социалистич. общества имеет не только теоре-тич., но и практич. значение. Такой подход помогает правильно распределять функции, права и обязанности между различными звеньями политйч. системы социалистических стран, избегать параллелизма в их деятельности, делать управление максимально эффективным .В условиях коммунистич. обществ. самоуправления отомрёт основной институт политйч. В.— госво, однако сохранится руководство и управление, которые будут осуществляться всем обществом.
Энгельс Ф., Об авторитете, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 18; е г о же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., О социальной структуре В., перспективах и ликвидаторстве, ПСС, т. 20; его же, Задачи пролетариата в нашей революции, гам же, т. 31, с. 162—65; его же, Госво и революция, там же, т. 33; его же, Пролет, революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А., Социология. Политика. Междунар. отношения, М., 1974; Веселовский В., Классы, слон и В., пер. с польск., М., 1981.
Ф. М. Бурлацкий.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
dic.academic.ru